Миссия
Трактат о Человечестве
Трактат о Человеке
О Подвижничестве
Общественная О-Наука
МетаАксиомы Бытия
О-Теория института
О-Собственность
Региональная О-Концепция
От Слов - к Делу



Трактат о Человечестве


 

Известный марксистский тезис гласит, что философы тем только и занимались, что объясняли мир, в то время как задача философии состоит в его изменении.

Принципиальная ошибка этой сентенции заключается в том, что как раз-таки объяснением мира философы и не занимались. Просто в силу того, что объяснять мир, не ответив на вопрос, что есть человечество, зачем оно и что ему следует ждать в будущем, просто абсурдно. Можно делать глубокомысленные заключения по самым разнообразным аспектам бытия, столетьями обсуждать многообразные частности, но именно в сфере философии как нигде действует правило приоритета общего. Согласно этому правилу при нерешенности общих проблем бессмысленно решать проблемы частные, поскольку в этом случае чем больше энергии мы прилагаем к решению частных проблем, тем больше запутываем общие.

Для философии как человеческой науки предельно общей проблемой является поиск ответов на вопрос о том, что есть человечество, откуда оно взялось и каковы его перспективы. Предложим свой ответ на этот по-настоящему ключевой вопрос философии.

Вне всякого сомнения, ни жизнь как таковая, ни тем более человечество не могли в принципе явиться миру вследствие простой игры случая, перебиравшего несчетное количество комбинаций мертвого вещества. Мы можем как угодно определять источник воли и энергии, положивших начало человечеству и создавших условия для его достаточно долгой и до последнего времени вполне безоблачной жизни. Для кого-то это Бог, для кого-то - законы природы, для кого-то - всемирный разум. С точки зрения человечества точная персонификация Создателя, а также его резоны не столь уж и важны, куда важнее понять, существует ли у этого акта Творения внешний по отношению к человечеству смысл. На этот вопрос следует ответить безусловно утвердительно и следующим образом.

Человечество создано в целях Оживления, Одушевления и Одухотворения Вселенной. Именно в этом состоит его Высшая Миссия, его Высокое Предназначение, его Предначертанный Путь. И для выполнения этой Миссии человечество наделено единственным доступным нам раем, Раем на Земле. Ведь столь же наивно полагать, что и фантастическое великолепие земной природы, и идеальная "подогнанность" значений трудновообразимого числа важнейших для жизни как таковой переменных, и столь впечатляющая ресурсная база, как специально "заточенная" на выполнение человечеством возложенной на него миссии, - что все это опять же результат слепой игры случая.

Но предоставленные человечеству возможности жестко корреспондируют с возложенными на него обязанностями, и человечество эту жесткость уже успело на себе почувствовать. В основе этой жесткости, касающейся всех без исключения целеустремленных систем, как биологического, так и социального происхождения, лежит процесс необходимой гармониумизации, который можно описать следующим образом:
1. Каждая целеустремленная система, в том числе любой конкретный общественный институт, в момент своего зарождения приобретает не только свой Предначертанный Путь, но и идеальный график его прохождения, который можно определить как Траекторию Гармониума конкретной целеустремленной системы, в том числе отдельного человека и человечества в целом.
2. Реальная траектория развития любой несовершенной целеустремленной системы в несовершенном окружении отличается от Траектории Гармониума. Это отличение определяется как дисгармонический разрыв, при этом действует закон минимизации дисгармонического разрыва, согласно которому совокупная эффективность целеустремленной системы тем выше, чем меньше величина дисгармонического разрыва.
3. Величина дисгармонического разрыва каждой целеустремленной системы во всякий конкретный момент времени ограничена величиной, которую можно определить как дисгармоническое отсечение. По достижении дисгармонического отсечения целеустремленная система входит в состояние необратимого разрушения и подлежит безусловной утилизации.

В этих терминах предостережение принца Чарльза, высказанное им в феврале 2008 года, о катастрофически быстром приближении судного дня, дня глобальной экологической катастрофы следует интерпретировать как авторитетное свидетельство того, что величина дисгармонического разрыва быстро приближается к своему дисгармоническому отсечению, после чего для человечества начнется необратимый процесс утилизации. За ненадобностью.

Логичен вопрос, а не означает ли для Создателя (напомним: под Создателем в представляемой концепции Гармониум-Синтеза, иначе Армос-Концепции (от АРМОС = гАРМОниум-Синтез) понимается источник появления и развития жизни и общества, безотносительно к тому, является ли этим источником персонифицированный Бог, система законов природы или Вселенский Разум) фиаско в процессе Оживления, Одушевления и Одухотворения Вселенной? Разумеется, нет, поскольку наверняка таких (по своей целевой функции, а не по форме осуществления) процессов в разных частях Вселенной было запущено достаточно много, чтобы один или насколько из них смогли найти в себе потенциал сведения к технологически возможному минимуму своего дисгармонического разрыва и, следовательно, потенциал выполнения возложенной на него или на них Высшей Миссии. Соответственно выживание человечества - дело исключительно самого человечества и зависит оно исключительно от того, сумеет или нет человечество найти в себе силы и преодолеть упомянутую выше и зафиксированную многими, включая принца Чарльза, гибельную для человечества тенденцию катастрофического нарастания дисгармонического разрыва.

И вот теперь мы как раз и подходим к вопросу о том, что же не смогли или не решились описать философы и почему правильное объяснение мира автоматически ведет к его изменению. Для этого мы в самых общих чертах опишем Траекторию Гармониума человечества, обозначим основную причину, скажем мягко, прогрессирующего нарастания дисгармонического разрыва, а также представим реализующуюся программу сокращения этого разрыва и, соответственно, обеспечения выживания и бесконечного развития человечества.

Ключевым, критически значимым условием выживания и развития человечества является сохранение изначальных благоприятных для человечества райских условий жизни на Земле. При этом речь идет как о воссоздании богатства и разнообразия флоры и фауны, так и о ликвидации всех без исключения загрязнений территорий, акваторий и подземных пространств на нашей планете. Безусловным требованием к человечеству является восстановление и преумножение естественного плодородия земли и воды, а также минимизация отрицательного влияния человечества на природу.

С учетом этого важнейшего и принципиальнейшего обстоятельства рассмотрим ключевые характеристики Траектории Гармониума человечества. И для начала необходимо сделать несколько существенных замечаний по существу дела.

Человечество представляет собою синтез трех основных начал - начала физического, начала общественного и начала духовного, при этом:
1. Физическая сущность человечества проявляется в его собственно физических проявлениях, а также всех его сопряженных качествах, связанных с решением предельно широкого спектра материальных проблем создания необходимых и достаточных условий для самоосуществления (самопознания, саморазвития и самореализации) каждого без исключения члена планетарного сообщества.
2. Общественную сущность человечества образуют отношения, направленные на формирование единого организма человечества. Основой этих отношений являются отношения стратегического инвестиционного альтруизма, сущность которых состоит в безусловном приоритете инвестирования процессов самоосуществления (самопознания, саморазвития и самореализации) личностей по отношению к любым иным видам инвестирования.
3. Духовная сущность человечества формируется в результате достижения им состояния Единого СверхЧеловечества как БогоЧеловечества, единственно способного выполнить возложенную на него Миссию и достичь тем самым состояния Актуального БезСмертья. На этом уровне доминируют отношения вселенского инновационного подвижничества, отношения высшего развития человека, знаменующего обретение им того, что подразумевается в общественном сознании под Образом и Подобием Божием.

Соответственно основным содержанием Траектории Гармониума человечества является последовательное возвышение человечества от освоения своей материальной, в основе своей животной, сущности через овладение своей собственно человеческой, общественной сущностью в вертикаль Божественной, духовной сущности. И эта направленность Траектории Гармониума связана не с некими идеологическими или эстетическими представлениями, а с возложенной на человечество обязанностью наилучшего использования всего переданного в его распоряжение потенциала в интересах осуществления возложенной на него Миссии. При этом ключевым потенциалом человечества наряду с материальными ресурсами Земли и Вселенной является собственно потенциал членов планетарного сообщества. Более того, именно полное самоосуществление (самопознание, саморазвитие и самореализация) потенциала всех без исключения членов планетарного сообщества в процессе следования своему собственному призванию, связанному с выполнением своей индивидуальной Высшей Миссии, своего Высокого Предназначения. При этом Траектория Гармониума каждого человека как целеустремленной системы аналогична по своей структуре Траектории Гармониума человечества, а именно:
1. Ключевым законом самоосуществления потенциала человека является его возвышение от собственно материальной, во многом животной, сущности через овладение им своей общественной сущностью к бесконечной высоте своей духовной, Божественной сущности.
2. Движущей силой самоосуществления (саморазвертывания) потенциала человека является дисциплина, формирующая интенсивность и направленность его активности. В целях настоящего исследования следует выделить основные типы дисциплины, характеристики которых оказывают важнейшее влияние на судьбу конкретного человека и человечества в целом:
    a. дисциплина палки, в основе которой лежит страх наказания, идет ли речь о наказании физическом, то есть прямом насилии, или наказании нефизическом, которое можно определить как административное. Именно второй тип насилия лежит в основе бюрократического тоталитаризма, образующего ядро современной государственности и современного менеджмента (в его наиболее примитивных интерпретациях). Именно этот тип дисциплины лежит в основе любых карьерных устремлений, равно как поползновений в направлении обретения любого типа власти, над конкретным человеком или всем человечеством;
    b. дисциплина голода, фундаментом которой является страх перед нуждой и потерей доступа к средствам существования. Дисциплина голода является краеугольным камнем системы рыночного фундаментализма, доминирующей сегодня в зоне влияния так называемых развитых стран. Именно этот тип дисциплины лежит в основании стяжательства постоянно возрастающего финансового капитала, рассматриваемого в качестве самоценности;
    c. дисциплина стремления к удовольствию, являющаяся, наряду с дисциплиной палки и дисциплиной голода, проявлением животной сущности и животного эгоизма человека и образующая вместе с ними пространство дисциплин материального (животного) бытия человека. Дисциплина гедонизма (именно так в двух словах можно наименовать дисциплину стремления к тривиальным животным удовольствиям) является наиболее примитивным видом животной дисциплины, способной определять практическое поведение человека, не имеет существенного самостоятельного значения с точки зрения общественного развития и не подлежит анализу в контексте настоящего исследования;
       d. дисциплина Сердца, лежащая в основе альтруистического стремления человека к гармонизации человеческого общества, к становлению Единого СверхЧеловечества как БогоЧеловечества, единственно способного обеспечить выживание и развитие человечества. Доминирование дисциплины Сердца в общественных отношениях и практическом поведении человечества будет означать, что человечество сумело наконец возвыситься от состояния разрозненного конгломерата человеческих особей, говорящих человеческих животных, к собственно человеческому состоянию, до которого человечеству пока весьма не близко. Сердцевину этих отношений образуют уже упоминавшиеся выше отношения стратегического инвестиционного альтруизма;
    e. Дисциплина Духа, являющаяся высшим типом дисциплинирования, предопределения человеческого поведения, и достижение этого уровня, уровня вселенского инновационного подвижничества, знаменует для человека достижение абсолютного уровня собственного самоосуществления, уровня Образа и Подобия Божия. Именно доминирование в обществе основанных на Дисциплине Духа отношений Вселенского Инновационного Подвижничества и знаменует выход человечества на уровень Единого СверхЧеловечества как БогоЧеловечества.
3. Содержание же Траектории Гармониума человека является его призвание, отражающее уникальную Миссию человека, его Предназначение, Предначертанный ему Путь. Строгое следование человеком своему призванию обеспечивает его наивысшую компетентность в сфере своего призвания, соответственно, и наилучшие результаты его образовательно-деловой активности. Достижение же реальной траекторией развития человека величины дисгармонического отсечения обеспечивает полное разрушение его духовной и общественной сущности, а также, по большей части, и его физического существа.

Исходя из сказанного, следует сделать достаточно определенный вывод о том, что единственным предназначением всего спектра общественных институтов является процедурно-технологически, а не исключительно лингвистически, обоснованное создание надлежащих условий для полного самоосуществления человека в процессе следования его своему призванию. Сегодня вряд ли на всей планете можно найти хотя бы один реально действующий в этом направлении общественный институт. Преобразованию абсолютное большинство современных институтов не подлежит, институты будущего необходимо создавать "с нуля". Именно эта активность и осуществляется сегодня в логике изложенного в настоящем исследовании подхода.